Скалолазный фото калейдоскоп

Я люблю снимать что-нибудь необычное, с геометрией, с цветом и светом. Так у меня появилась идея сделать фотографию с калейдоскопом. Тем более, что зацепки и рельефы на скалодроме чем-то похожи на цветные камушки, как в настоящем калейдоскопе.

Фото-проект или Адам Ондра фотографии

Съёмка фото-проекта – это как на лазание проекта на скалах. Если ты лезешь 8-ки онсайт, значит, у тебя очень хороший уровень. Если ты фотографируешь 9а на флэш, значит ты «Адам Ондра или Алекс Мегос фотографии». Но так получается не всегда. Когда проект очень сложный, приходится нарабатывать трассу частями, пробовать отдельные перехваты, постепенно собирать их в линию, пока не получится всё соединить. Часто приходится учитывать и внешние факторы, не зависящие от тебя – погоду, трение на скалах. Вот когда все условия совпадают – получается залезть проект. И чем сложнее трасса, которую ты вылезаешь, тем больше радости от пролаза.

Также и в фотографии – чем сложнее фото-проект, тем больше эмоций от хорошего результата. Для меня съёмка этого кадра превратилась в долгосрочный проект. Задумка оказалась куда сложнее, чем я ожидал. Пришлось тренироваться, несколько раз откладывать проект в сторону и потом снова к нему возвращаться…
Но обо всём по порядку.

Сперва я купил три маленьких зеркальца в строительном магазине, позвал для участия в проекте Дашу Веретенину, МС по скалолазанию, и отправился на скалодром «Северная стена». Но первая съёмка, которую мы провели ещё в декабре, мне не понравилась. Получилось «симпатичненько», но не было самого главного – эффекта калейдоскопа, когда из камней образуется геометрический узор, а не просто хаос отражений.

dsc_3650

Есть разные примеры спортивных фотографий с калейдоскопом, но там зачастую тоже нет самого главного – эффекта калейдоскопа.

Эффект калейдоскопа

Я стал анализировать, почему не получается узор, геометрия. И понял, что в настоящем калейдоскопе камушки расположены прямо у поверхности зеркал. А у меня стена и скалолаз находятся в десяти метрах от калейдоскопа, и они просто физически «не влезают» в отражение. То есть если гипертрофировать калейдоскоп до размеров в несколько метров, чтобы в него целиком помещался человек, и прислонить зеркала вплотную к стене, мы бы получили нужный эффект.

Делать гигантский калейдоскоп с человеческий рост, конечно, накладно, но для начала я пошел в мастерскую резки зеркал, и заказал три новых зеркала почти метровой длинны. Конструкция получилась довольно громоздкая, и держать одной рукой зеркала, а второй камеру, было нереально. Как-то в очередной раз, когда я ранним малолюдным утром тестировал на скалодроме калейдоскоп, мне встретился замечательный видео-оператор Глеб Неупокоев, который предложил сдвинуть зеркала с одного края калейдоскопа друг к другу, словно лепестки диафрагмы, превратив его таким образом из параллелепипеда в пирамиду. За счет этого изменился угол отражения, удалось частично скомпенсировать расстояние до стены и поместить в кадре больше скалодрома.

c0006-00_06_49_12-still003

На пробы, крепление и перестановку зеркал ушло несколько мотков изоленты. Внезапно появился новый ограничивающий фактор – размер объектива. Зеркала с одного края можно было сдвинуть друг к другу лишь на столько, чтобы в калейдоскоп ещё помещался объектив! От «большого» 24-70 пришлось отказаться. Хорошо, что у Nikon есть линейка старых объективов серии D. В них нет мотора автофокуса, зато у них компактные размеры. В моём арсенале были 16мм и 50мм. От полтиника я сразу отказался, потому что в него практически не попадали отражения. Хотелось попробовать ещё что-то менее радикальное, чем fisheye. И я попросил объектив 24мм у Сергея Немцова.

c0006-00_00_34_13-still004

Картинка, как мне казалось, стала лучше. Мы провели вторую съёмку, но тут снова ждало разочарование. Результат был неудовлетворительным. Отражений скалолаза стало больше, но всё ещё недостаточно геометрии, и опять какой-то хаос. А хотелось полностью раскрыть идею калейдоскопа.

dsc_9376

Продолжая анализировать техническую сторону, я понял, что длина зеркал влияет лишь на то, сколько раз отражения повторяются в калейдоскопе. А чтобы изменить участок стены, который попадает в калейдоскоп, нужно менять угол раскрытия зеркал. Поскольку с одной стороны я уже не могу свести зеркала ближе (тут ограничивает размер объектива) – нужно раскрывать зеркала с другой стороны.

Зеркало – это, увы, не бумага. Нельзя просто отрезать ножницами недостающий кусок и приклеить его рядом. Пришлось снова идти в мастерскую и заказывать новые зеркала – более короткие, и уже сразу трапециевидной формы. Было решено, что надо до конца разобраться и протестировать сам калейдоскоп, чтобы добиться нужного эффекта, и потом уже снимать финальный кадр.

По мере экспериментов с третьей версией зеркал, картинка становилась всё интереснее, появилась какая-то геометрия. Я понял, что зеркала всё-равно получились длинные, и уже стал их кромсать стеклорезом. В конце концов я пришел к выводу, что нужно ещё сильнее менять форму – делать калейдоскоп ещё короче, а один край пирамиды ещё шире – и снова отправился в магазин. Мастер уже не срывал удивления, зачем я опять пришел за зеркалами такой странной формы.

dsc_2131

Параллельно с тестами, я нашел более удачный ракурс и присмотрел трассу, которая шла через потолок. Линия карниза как раз усиливала геометрический узор в зеркалах, а дальняя стенка на заднем плане создавала дополнительный объём. Всё было готово, я даже протестировал картинку со вспышками, но тут вмешались обстоятельства: сперва спортсмены уехали на сборы, а потом случился карантин и всё закрылось.

c0006-00_06_47_05-still002

Если сравнивать эти ощущения со скалолазанием – это как-будто ты сейчас в лучшей физической форме, натренировался и готов залезть свой давний проект, а за окном непереставая льёт дождь, и ты просто не можешь поехать на скалы.

Хорошо, что «сезон дождей» когда-то заканчивается, и всё-таки мы смогли приступить к реализации финальной стадии проекта!

Вот это уже похоже на правду!

Скалолазный фото-калейдоскоп

dsc_5268-edit

Я ведь люблю добавить немного света и красок, тем более, что калейдоскоп должен быть ярким. Для съёмки Godox Россия предоставила мне несколько вспышек. Одна мощная AD400pro подсвечивала спортсменку, а несколько компактных вспышек Ving 860 II с цветными фильтрами я расставил по залу, высвечивая ими разные плоскости стен. Все вспышки управляются с одного синхронизатора на камере. Можно регулировать мощность, включать и выключать отдельные приборы. Это очень удобно, когда ты, например, стоишь в монтажной вышке, и не нужно спускаться и бежать на другой конец зала, чтобы чуть-чуть убавить мощности. Во время съёмки я отключал некоторые вспышки прямо с синхронизатора, чтобы поменять цветовую картину.

Как вам геометрия?

dsc_5265

dsc_5251-edit

dsc_5286

dsc_8843

Когда залезаешь сложную трассу на скалах, над которой долго работал, тебя накрывает шквал эмоций: это радость и эйфория от пролаза, это облегчение от того, что удалось «сбросить» эту гору с плеч, это воодушевление и готовность браться за новые более сложные маршруты!
Также и в фотографии. Впереди новые проекты!

Большое спасибо:
Даше Веретениной — за готовность участвовать в проекте и терпение
Скалодрому «Северная стена» — за кофе и стены
Всем, кто помогал на страховке и работе с зеракалами – Вале Головиной, Мише Ерохину, Грише Пестову, Лере Веретениной
Ване Морину — за бэкстейдж видео.