Чемпионат мира по маунтинбайку глазами фотографа. Часть 1.
В конце августа/начале сентября 2016 в итальянском Val-di-Sole проходил Чемпионат мира по триалу, дх и 4Х. Для меня это был уже третий Чемпионат, куда я получал аккредитацию, как спортивный фотограф (до этого была Норвегия и Андорра). Но в чем-то он был особенным!
Вообще, этот Чемпионат оказался довольно необычным. Кросс-кантри из-за олимпийского цикла провели заранее, а оставшуюся часть растянули на две недели — первая неделя триал, вторая неделя — фокросс и даунхилл. Но я, если честно, был этому только рад. Не нужно разрываться между всеми дисциплинами, а можно спокойно снимать что-то одно. Хотя выражение «спокойно снимать» – это явно не про Чемпионат мира!
Подготовка к поездке в этот раз получилась крайне сумбурной. Собиралась довольно большая компания, а как известно, чем больше людей, тем не только дешевле жильё, но и сложнее всех организовать. Кто-то ехал только на триал, кто-то только на дх/4х, кто-то на все две недели. Я вообще хотел уехать в Италию на неделю раньше, чтобы попасть на Кубок мира по скалолазанию в Арко и полазать самому, но от этой идеи пришлось отказаться, в пользу поездки на Чемпионат мира по скалолазанию в Париж, который проходил после Val-di-Sole.
Визы в последний момент, лицензии, заявки, джерси – всё в лучших традициях)) В итоге после того, как часть людей отсеялась, а микроавтобус, на котором мы планировали ехать, отменился, мы выдвинулись втроём на моей машине вместе с Ваней Андреевым и Юрой Trial-Group из Питера, триалисты из Питера и Самары встретились в Москве (!) и отправились оттуда на второй машине, ещё часть спортсменов полетела чуть позже самолётом.
Тридцать восемь часов практически без остановки за рулём, 2600 км, Латвия-Литва-Польша-Германия-Австрия-Италия, и мы на месте! Про дорогу можно написать отдельно. Под конец маршрута навигатор решил пошутить, свернув нас с автобана по «более короткому» пути на какой-то горный перевал, где мы пробирались по такому серпантину, что местами двум машинам было не разъехаться. Мы, конечно, выругались, но вид на серпантине был наикрасивейший!
За пару дней до отъезда мы осознали нашу ошибку с жилём – в суете забронировали апартаменты в разных местах: триалисты в одной деревушке в долине, а остальная компания на 500 м выше. И вроде бы по карте совсем не далеко от трассы даунхилла, но от дома в долину приходилось каждый раз ездить извилистые 10 км серпантина, причем сперва вверх до перевала, а потом вниз, так что вариант ездить своим ходом на велосипедах быстро отпал.
Мы прибыли в понедельник, и уже на следующий день начались соревнования по командному триалу.
Вся особенность этого Чемпионата для меня заключалась в следующем: так получилось, что в этот раз я снимал триальную часть соревнований прямо для UCI :) Что сделать, чтобы тебя пригласили снимать Чемпионат мира, спросите вы? Да сложно сказать… Пару раз я ездил сам за свои деньги снимать в удовольствие. А они потом как-то сами нашли мои фотографии и связались со мной.
Теперь уже не просто «поснимать в удовольствие для себя», а настоящая, порой весьма тяжелая работа. У меня были определённые требования по фотографиям и сроки сдачи материала. Например, в течение часа после окончания каждых соревнований нужно выгрузить не менее 10 фотографий с основными моментами гонки, а все фотографии сдать через 24 часа. В принципе, ничего сверхъестественного. Но обычно каждый день проходит два-три соревнования (квалификация женщины, квалификация юниоры 20”, квалификация элита 20”), перерыв между которыми пол-часа-час, и за это время нужно переварить весь материал, отобрать несколько лучших кадров, оперативно их обработать, обязательно подписать всех райдеров на фото и выгрузить на сервер.
Параллельно с этим ещё пытаешься съесть бутерброд. Скучать, в общем, некогда :)
Мой день обычно выглядел так: с утра завтрак с параллельной дообработкой вчерашних фотографий или подписью райдеров, сбор аккумуляторов с зарядки, рюкзак за спину – и в путь. Ребята закидывали меня на триал, который проходил примерно в получасе езды от нашего дома в местечке Vermiglio, где я и проводил целый день. Сперва работа в пресс-центре, выгрузка оставшихся фотографий, потом съёмка-обработка-съёмка-обработка. Вечером меня забирали домой, где за тарелкой ужина продолжалась сортировка и обработка. Перед сном не забыть проверить технику, поставить аккумуляторы на зарядку, забекапить материал. И так со вторника до субботы :) Остальные же в это время раскатывали фокросс, тренировались, смотрели и участвовали в триале.
Зато как приятно видеть свои фотографии на сайте UCI, в официальном инстаграме, facebook. www.uci.ch/trials/ :)
Немного о съёмке
Снимать триал довольно просто – тут нет бешеных скоростей и пыли, как в даунхилле, спортсмены проходят трассы несколько раз, и можно охватить практически всех. Но есть и другая сторона – спортсмены стартуют одновременно на разных трассах, и нужно держать в поле зрения всех лидеров и все трассы. Кого уже снял, кого не успел. Постоянно передвигаясь между трассами, я следил за тем, где будет много «экшена». У одной трассы в очереди два райдера из конца списка – можно не ждать. А вот у другой стоят несколько сильных спортсменов – значит будет интересная борьба, надо отснять их всех. За лидерами следишь особенно – нужно с каждым сделать хотя бы парочку красивых эффектных кадров. Если ракурс особенно удачный, приходится повторяться. Кто выиграет, та фотография и пойдёт в новости.
Снимал я в две камеры. Так удобнее, не надо менять объективы, можно сразу делать разноплановые кадры, не теряя моменты. Практически всё снимал без вспышки, только какие-то редкие кадры против солнца с ярким небом. Рядом ходили несколько фотографов, которые практически всё снимали со вспышкой. Посмотрел потом получившиеся фотографии – искренне их не понимаю. Да, лица становятся чуть светлее, но исчезает объём. Триал прекрасно снимается без вспышек! И вообще, в фотографии часто работает принцип «чем проще, тем лучше». Иногда я задействовал монопод, чтобы поднять камеру высоко над головой и снять общий план. Кстати, Marco Patrizi, триальный фотограф и организатор этих соревнований, посмотрев на мои кадры, также стал снимать с моноподом. Идея идёт в массы )
Немного о триале
Чемпионат мира по триалу проходил в командном зачете и в индивидуальном в пяти категориях: женщины, Юниоры 20”, Элита 20”, Юниоры 26”, Элита 26”. Первый день — командные соревнования, которые второй год проводятся в новом формате (раньше в командном зачете учитывались просто личные результаты). Для соревнований готовят отдельный сектор в котором есть пять участков с препятствиями разного характера. На каждом участке ворота разной сложности — от простых женских, до сложных элиты. И каждый спортсмен выбирает ворота не по своей категории, а по силам. Т.е., например, сильный юниор может принести своей команде больше баллов, пройдя в ворота элиты. В команде пять человек, по одному из каждой категории. Были команды и с меньшим числом участников (например, у которых нет представителей в каких-то категориях). Но очевидно, что шансов на хороший результат у них нет. Хотя вот Швеция и Италия с четырьмя участниками обогнала полноценную команду Чехии.
Неимоверно сильная французская сборная (в составе которой два чемпиона мира 2015 года Nicolas Vallee и Vincent Hermance) защитила свой прошлогодний титул, причем победные очки им принёс именно юниор Valle. Второе место заняла сборная Испании. Третье — как и в том году Германия, у которой может и нет таких явно выраженных лидеров, зато очень стабильный и дружный состав.
Лично мне особенно понравилось выступление чеха Вацлава Колара, который, помимо участия в соревнованиях, ещё снимает стильные стрит-триал видео. Васек запрыгнул на одно из самых высоких препятствий не с земли, как это делали другие, а с соседнего бетонного блока, прыгнув в воздухе «вокруг» стрелочки, ограничивающий ворота.
В среду прошла квалификация в категориях юниоры 20”, элита 20” и женщины. Квалификация на Чемпионате мира сложнее, чем на Кубках мира. На Кубках есть три стадии соревнований – квалификация (она же ¼ финала), в которой участвую все, кроме Топ-10 райдеров. Потом полуфинал, куда попадают 10 спортсменов из квалификации и 10 лидеров рейтинга, а затем финал из шести спортсменов. На Чемпионате мира стадия полуфинала отсутствует, поэтому в квалификации необходимо сразу отобрать шесть финалистов. В элите участвовали двое наших спортсменов — Армен Ванцев из Самары и Дмитрий Кузнецов из Петербурга. Увы, без особых успехов. Если с высотами и длинами у ребят всё более-менее нормально, то соревновательного опыта европейского уровня явно не хватает.
Четыре из пяти трасс проходили через или около ручья, с сухими колёсами не ушел никто.
Четверг – квалификация самой массовой категории 26”. Были несколько спортсменов, которые участвовали и на модах, и на стоках, но таких немного. Интенсивность соревнований растёт, и сил полноценно участвовать в двух категориях нужно прилично.
Уровень трасс повышался. Юниоры 26” порой ехали в ворота, где накануне проезжала элита 20”. В квалификации не было равных Орельену Фонтенуа (Aurelien Fontenoy) из Франции. На одной из секций он нашел альтернативный способ прохождения ворот. По замыслу строителей трассы предполагалось заезжать на огромный камень с земли. Он же прыгнул на него с соседней кучи камней. Причем расстояние там было настолько внушительное, что никто даже не думал о таком варианте.
Aurelien Fontenoy и его способ проехать в ворота на том камне.
В пятницу начались финалы – сперва девушки, потом юниоры и элита 20”. Если в финале спортсмены едут три круга по пять трасс, в финале – два круга по пять трасс. Раньше результат квалификации не играл никакой роли, а теперь по новым правилам спортсмены в финале стартуют с гендикапом в соответствии с результатами квалификации, что добавляет мотивации. Сперва все трассы проходит первая тройка финалистов (6-5-4 места), а потом лидеры (3-2-1 места).
По сравнению с тем же даунхиллом или фокроссом, триал совершенно не женский вид спорта. Участниц в женской категории мало, да и смотрится женский триал, на мой взгляд, не так красиво. Но уровень трасс постоянно растёт, например, женские финалы проедут далеко не все наши любители. Разница в уровне участниц была довольно большая, и основная борьба тут шла между Жанин Юнгфельс (Janine Jungfels) из Австралии и Ниной Райхенбах (Nina Reichenbach) из Германии.
У австралийской триалистки было больше сил и техники. Но, по её словам, очень не хватает соревновательного опыта. Дома в Австралии проходит всего 3-4 старта за сезон. Немцам, помимо большого числа локальных стартов (в Германии проходят отдельные чемпионаты регионов, серия чемпионатов северных, южных и восточных земель, и, конечно, национальный чемпионат) намного проще ездить по Кубкам мира. Так что победил опыта и очень стабильно выступившая Райхенбах. Вся немецкая сборная в духе лучших футбольных болельщиков поддерживала её на каждой трассе. С такой командой просто невозможно проиграть. “Super-Nina, super-Nina, hey-hey!”
В юниорах 20” за первое место боролись француз Николя Валле (Nicolas Vallee) и испанец Элои Палау (Eloi Palau). Причем Валле, прошлогодний чемпион в юниорах 26”, пробился в финал и стоков, и модов. Всем было интересно, сумеет ли он взять золото в двух категориях. Француз выступал в первой тройке и набрал всего 6 штрафных баллов + 2 балла гендикапа. Испанец шел во второй тройке, уже зная результат Валле. На четвёртой трассе он ошибается и у него становится столько же баллов, сколько у француза. Остаётся последняя пятая трасса из бетонных блоков с очень сложными и амплитудными движениями. И Палау совершенно спокойно без какого-либо волнения проходит трассу с нулём. У обоих по 8 штрафных баллов, но Элои был лучше в квалификации – золото его!
Мод – это традиционно испанская дисциплина. Из шести финалистов трое – испанцы. Вот уже несколько лет за золото спорят Бенито Рос (Benito Ros), которому на минуточку 35 лет) и Абель Мустелес (Abel Mustieles). Бенито идёт первый круг с нулём, въезжает на последнюю бетонную секцию, встаёт на разгон перед вертикальной стеной, и тут у него прокручиваются педали! Он ещё пару раз пробует нажать на педали – без шансов. Либо фривил сорвался, либо звезда. Если бы это случилось в конце трассы, можно было бы доехать и с сорванной звездой, залезть где-то с ногами. Но тут до финиша ещё далеко. Бенито слезает с велосипеда и закрывает лицо руками. У всех финалистов ходят майндеры с запасным велосипедом, но на трассе его не поменять. По итогам первого круга у Абеля 6 баллов, у Бенито 5 + 1 гендикап.
Начинается второй круг, Бенито почему-то решает не ехать на втором байке, а переставляет с него колесо. Время на всю операцию ограничено, тк спортсмены идут в строго определённом порядке. Бенито в суете чинит велосипед и стартует. Одни балл балл на первой трассе. Два на пятой, как и у Абеля. В итоге у обоих по 8 баллов, но у Бенито 1 гендикап. Мустиелес первый. Очень обидно, когда техническая неисправность стоит тебе золота! На третье место также заехал испанец Ион Ареитио, и весь подиум был в красно-желтых цветах испанских джерси.
Суббота — заключительный день триального чемпионата. Самая зрелищная дисциплина 26”. Уровень трасс снова повышается, и опять юниоры едут местами там, где до этого проходила элита 20”.
С юниорами всё понятно – тут безоговорочная победа Николя Валле с 3 штрафными баллами (у серебряного призёра 19). Под конец пятой трассы Валле сделал высоченный сайд-хоп, который давался не всем райдерам на модах. В итоге он стал чемпионом в командном триале, чемпионом на стоке и серебряным призёром на модах.
А вот финал элиты 26″ был крайне захватывающим! Тут и прошлогодний чемпион мира француз Венсан Эрманс (Vincent Hermance), девятикраный чемпион мира из Бельгии Кенни Белей (Kenny Belaey), победитель квалификации Орельен Фонтунуа, легендарный Жиль Кустелье (Gilles Coustellier), молодой и невероятно сильный англичанин Джек Карти (Jack Carthy), который ещё будучи юниором выносил элиту на Кубках мира – отличный состав.
Старт первой тройки не задался. Несколько пятаков для всех участников на первых трассах. Потом спортсмены втянулись и стали бороться, но уже явно не за золото. Сильно выделялся Жиль Кустелье, который заезжал на многие темы, где другие ставили «тактическую» ногу и затаскивали байк на препятствие. Во втором круге Жиль получил всего 3 штрафных балла. Если б он также прошел и первый круг, а не нахватал 20, у него был бы хороший шанс на первое место.
Выступление второй тройки уже внесло определённую ясность в расклады спортсменов. У Эрманса и Фонтенуа начало также не задалось. На второй секции Орельен, пройдя с нулём пол трассы, упёрся в камень высотой порядка двух метров, куда нужно было закатить и зацепиться передним колесом за верхушку. Сколько он не бился, ему не хватало 10 см, чтобы удержаться. А шансов залезть туда с ногой не было. А вот англичанин Джек Карти шел по трассам совершенно легко. Там, где другие райдеры сомневались или прыгали с трудом, он залетал дерзко и влёгкую. Всего одни штраф за первый круг!
К середине второго круга стало понятно, что Карти никому не обойти. Все с интересом наблюдали, смогут ли Фонтеной и Эрманс зацепиться за 2-3 места, или же Кустелье и Белей из первой тройки, набравшие, казалось бы, слишком много штрафов для подиума (25 и 26 соответственно), попадут в медали. Но крайне неудачный первый круг не оставил обоим французам шансов. На последней трассе Эрманс упал, и, явно обессиленный, поднялся с помощью друзей.
А Фонтеной, понимая, что подиум ему не светит, показал немного стиля, позажигав на трассе на публику!
На у золото выиграл Jack Carthy! Для команды Великобритании это особенный день: Джек – первый чемпион мира по триалу в истории английской сборной!
После награждения проходит традиционная подпись Чемпионских джерси, часть которых остаётся у организаторов, а другая часть хранится в UCI (если учесть, что джерси подписывают абсолютно все чемпионы со всех дисциплин, то в UCI, наверное, уже накопился целый склад rainbow jersey за все года!
Я не мог отказать себе в удовольствии сфотографироваться с Чемпионами этого года, после чего отправился в пресс-центр трудиться за фотографиями.
Чемпионат мира по триалу завершился, я попрощался с уютным пресс-центром в Vermiglio, и переехал в огромный павильон в Daolasa, откуда можно было прямо из-за стола наблюдать за трассой фокросса.
Честно сказать, за всю первую неделю Чемпионата я практически жил на триале и даже ни разу не сходил на фокросс или даунхилл. К счастью, в программе соревнований был двухдневный перерыв, в который получилось разобрать до конца весь материал с триала и написать эту статью.
Продолжение рассказа о гравити-дисциплинах читайте в следующем номере! :)
Галерея триал-квалификация
Галерея триал-финал
(Первая версия статьи опубликована на twentysix.ru)