Nikon D4s vs Canon 1DX – тест лучших фотокамер!

Раньше практически все мои друзья снимали на Canon, и я, глядя на них, был твёрдо уверен, что тоже буду обладателем Кэнона. Однако обстоятельства сложились так, что на ремешке моей камеры красуется желтая надпись Nikon, и снимать другими камерами мне так и не приходилось. Недавно я обновил свою линейку до Nikon D4s и получил предложение от компании «Яркий фотомаркет» взять на тест Canon 1DX! Предложение я воспринял с большим интересом и любопытством и, конечно же, согласился!

По правде говоря, сравнительный обзор двух флагманских камер Canon 1DX и Nikon D4s не имеет особого практического смысла. Те, кто переходят на камеры подобного уровня, не будут менять всю систему только потому, что камера конкурента показала чуть лучшие результаты в тесте. Но, согласитесь, интересно же поставить эти камеры друг напротив друга, и посмотреть, на что они способны! Я раньше и сам с удовольствием смотрел такие обзоры.

Nikon d4s vs canon 1dx

Камеру мне выдали на недельное пользование, а поскольку никаких кэноновских объективов у меня по понятным причинам нет, в добавок её снабдили объективом Canon 24-70 f/2.8. Сразу скажу, что я не буду делать сравнение характеристик, числа мегапикселей и т.д. Подобных тестов достаточно. Я буду описывать лишь свои впечатления и ощущения от работы с обеими камерами.

Эргономика и управление

Знакомство с камерой начинается, конечно же, с ручки. Как она ложится в руку. Эргономика – это не слишком объективная вещь. Что одному удобно и привычно, другому – совершенно нет. Мне всегда казалось, что у Кэнона всегда были более угловатые и резкие формы корпуса и ручки, а у Никонов – более плавные и округлые. Это заметно и на флагманских камерах.

Nikon d4s vs canon 1dx
Nikon d4s vs canon 1dx

Однако 1DX чрезвычайно удобно ложится в руку! Очень удобных хват и положение указательного пальца. Такое ощущение, что ручку лепили специально под мою руку. D4S лежит по другому. Не лучше, не хуже, а просто по другому. Правда, вот вертикальная ручка у единички уже далеко не такая удобная, более толстая и квадратная.

Nikon d4s vs canon 1dx
Nikon d4s vs canon 1dx

Очень понравилась возможность крепления наплечного ремня на нижней плоскости камеры. В таком варианте фотоаппарат висит на плече в готовом к работе положении. Просто взял в руку – и снимаешь.

Nikon d4s vs canon 1dx Nikon d4s vs canon 1dx

В отношении одной вещи я всегда завидовал обладателям Кэнонов – задний диск управления. По-моему, это гениальная вещь! Им настолько удобно пролистывать фотографии или менять настройки камеры, не отрывая пальца от колеса. Причем диском можно одинаково удобно пользоваться как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентации камеры.

Nikon d4s vs canon 1dx
Nikon d4s vs canon 1dx

В единичке не понравилось большое количество кнопок под большим пальцем и их тесное расположение, особенно в портретной ориентации камеры – при съёмке зимой в перчатках можно легко ошибиться кнопкой! У четвёрки нет такого изобилия кнопок – всё просто и понятно.

Nikon d4s vs canon 1dx
Nikon d4s vs canon 1dx

Раньше переход с одной системы на другую был затруднён даже на уровне управления камерой – байонет открывается в разные стороны, зум вращается в разные стороны, «+» и «–» шкалы экспозиции находился с разных сторон, так что в ответственный момент можно было «подсознательно» покрутить экспокоррекцию не в ту сторону. К счастью, то, что касается аппаратной части, можно теперь настроить под себя – и расположение «+» на шкале, и работу дисков, и другие параметры.

Алгоритм изменения настроек (ISO, режимы АФ, АЭ) у Canon’a был несколько непривычен для меня. Приходилось выполнять много действий: нажал кнопку, изменил значение диском, снова нажал кнопку). В камерах Nikon достаточно держать кнопку нажатой и при этом менять значения. Не могу сказать, лучше это или нет. С одной стороны, так быстрее менять настройки. С другой стороны, на Кэноне можно выполнять эти действия одной рукой. Лично мне более удобен вариант Никона.

Также, мне показалось немного неудобным/непривычным расположение кнопки выбора режимов АФ. На камерах Nikon эта кнопка находится слева у основания байонета. Её очень удобно нажимать большим пальцем левой руки, которая одновременно поддерживает камеру и объектив. Без отрыва от «производства». Кнопка там одна и её не перепутаешь. У 1DX же кнопка находится на верхней панели камеры, причем, рядом с двумя другими кнопками.

Nikon d4s vs canon 1dx
Nikon d4s vs canon 1dx

У Canon’a для включения/выключения Auto-ISO приходится пролистывать все значения до начала. В D4s эта функция реализуется поворотом второго диска управления, что получается значительно быстрее.

Что касается подсветки, тут многое можно понять по одной только фотографии…

Nikon d4s vs canon 1dx

Работа с D4s в темноте – сплошное удовольствие! Сама подсветка у камер Nikon включается более удобно – поворотом рычага включения камеры, который находится прямо у кнопки спуска затвора. На 1DX кнопка подсветки вынесена на удивление далеко (см. на одно фото выше). Чтобы её нажать, мне приходилось отрывать руку от самой камеры.

В 1DX есть функция проставления рейтинга фотографиям, который потом отображается в Lightroom. Очень удобно, на мой взгляд. Можно сразу отмечать удачные снимки во время съёмки, чтобы потом не тратить много времени на их поиски на компьютере. Это может быть особенно актуально, когда снимаешь большое количество материала, или доступ к компьютеру появляется лишь через несколько дней после съёмок.

1DX оснащена двумя слотами под CF карточки. Всё просто и надёжно. А вот D4s лишь одиним слотом под CF, а второй под менее распространённый и дорогой стандарт карточек XQD. По заявлением создателей этого формата, XQD обеспечивает большую скорость записи. Но вот тот же SanDisk не делает такие карточки. Так что второй слот в моей камере пока пустует.

Съёмка

Увы, в тот момент, когда я получил камеру для тестов, в городе стояла противная осенняя погода. Типичный Питер и его сотни оттенков серого. Хотелось, конечно, взять телевик и поснимать какое-нибудь крупное спортивное соревнование. Но не было ни телевика, ни соревнований. Возможность организовать полноценную динамичную спортивную съёмку на улице выдалась лишь один раз, да и то в довольно экстремальных условиях – в сильный ветер и накрапывающий дождь.

Сперва я отправился с Дашей Литвинюк, гонщицей, тренером и участником команды Trial Group, на известный в определённых велосипедных кругах Freak Spot, чтобы сделать несколько динамичных кадров. Пожалуй, это было самое сухое место на тот момент.

Для съёмки экстремального спорта в целом, и велоспорта в частности, очень важен следящий фокус – когда камера изменяет фокус на объекте, в соответствии с его перемещением.
У D4s есть только один параметр настройки следящего фокуса (я сейчас не говорю про число точек и режим работы) – “Lock-on” – скорость реакции переключения автофокуса (АФ) на объекты, неожиданно появляющиеся в кадре перед основным объектом. Соответственно, можно настраивать камеру так, чтобы АФ моментально переключался на новые объекты, а можно наоборот – чтобы он держал изначальный объект, не смотря на помехи, появляющиеся на пути (это могут быть деревья, игроки другой команды и т.д.).

У 1DX шесть вариантов тонкой настройки АФ, где ещё дополнительно можно вручную подрегулировать три ползунка.

Nikon d4s vs canon 1dx

Однако, существенной разницы в работе этих режимов я не заметил. Возможно, они более заметно проявляются на других фокусных расстояниях (например, на телевике) и в других условиях съёмки (спортивные игры), но факт есть факт.

Каким бы хорошим не был следящий АФ, им нужно уметь правильно пользоваться исходя из конкретной ситуации и характера движения объекта. При должном использовании АФ у обеих камер отлично держит двигающийся объект. Как при движении навстречу камере, так и параллельно, с препятствиями на пути и без.

Canon 1DX – 1/250; f/2,8; ISO 6400:

IMG_4891

Canon 1DX – 1/250; f/2,8; ISO 6400:

IMG_4912

Nikon D4s – 1/250; f/2,8; ISO 6400:

DSC_1773

Для сравнения скорострельности я поставил вторую камеру на штатив, подключил к ней трансмиттер (благо у меня остался проводок для Canon’а ещё с Чемпионата Мира в Мюнхене), и запускал её дистанционно параллельно со своей D4s.

DSC_1128

Скорость серийной съёмки впечатляет! Две камеры строчат, как пулемёт. Canon стабильно выдавала на несколько кадров больше в серии при запуске от моей камеры. Кстати, для серийной съёмки настоятельно рекомендую использовать быстрые карты памяти. Хорошо, когда серия одна. А если серий будет сразу несколько друг за другом – можно упустить кадры.

Верхний ряд – Canon 1DX, нижний ряд – Nikon D4s (можно кликнуть на кратинку для увеличения)

1dxvsd4s_4931

Число кадров в серии хорошо заметно на склеенной раскадровке. Верхнее фото – Canon 1DX, нижнее – Nikon D4s. Кстати, по вспышке, которая запускалась с того же синхронизаьтора, можно также судить о разнице в количестве и периодичности кадров – в серии, снятой на Canon, только один кадр (8-ой по счету) совпал по времени с кадром Nikon’а.

IMG_4931 copy
DSC_1794 copy

Canon 1DX – 24mm; 1/30; f/2,8; ISO 4000:

Nikon d4s vs canon 1dx

Увы, погода больше не позволила снимать на улице, дальнейшие тесты пришлось проводить внутри. На следующий день я отправился в театр – на 3D-мюзикл «Джульетта и Ромео» – чтобы попробовать камеры в условиях плохого и неравномерного освещения. У обеих камер экспозамер периодически промахивался, выдавая сильные пересветы. Поэтому приходилось часто пользоваться экспокоррекцией или ставить всё настройки в ручной режим (которые, в свою очередь, приходилось постоянно править, т.к. освещение постоянно менялось). В таких условиях было бы интересно посмотреть, как проявил бы себя Nikon D810 с возможностью экспозамера по светлым областям.

Canon 1DX – 70mm; 1/80; f/2,8; ISO 5000:

Nikon d4s vs canon 1dx

Canon 1DX – 62mm; 1/100; f/2,8; ISO 6400:

Nikon d4s vs canon 1dx

Снимки на высоких ISO (8000-10000) показывали совершенно нормальный результат без серьёзных шумов. Максимальное значение ISO, которое я пробовал на 1DX – 25600. Тут уже, конечно, никуда не деться от шумов. Но для таких значений чувствительности результат вполне приемлемый.

Canon 1DX – 70mm; 1/125; f/2,8; ISO 25600:

Nikon d4s vs canon 1dx

У меня сложилось такое впечатление, что автофокус D4s лучше цеплялся в темноте. Правда, эта оценка может быть несколько субъективная и зависеть от освещения каждой конкретной сцены.

Nikon D4s – 145mm; 1/15; f/2,8; ISO 400:

DSC_2603

Из театра я отправился на соревнования по скалолазанию La Sportiva Party. Здесь нет такой динамики, как в велоспорте, больше света, чем в театре. Однако, освещение довольно неравномерное и с разной цветовой температурой – в одном зале могут висеть разные источники света. Я смотрел, как камеры справится с этой задачей и смогут передать цвета.

Ошибки экспозамера довольно легко вытягивались в редакторе. По цветам Canon 1DX сильно уходил несколько в желто-зелёные оттенки. Nikon давал более правильную цветовую картинку. Однако, баланс белого легко правится в редакторе, так что это не составляло какой-то серьёзной проблемы.

Canon 1DX – оригинальный баланс белого:

La Sportiva Party

Nikon D4s – оригинальный баланс белого:

La Sportiva Party

Canon 1DX – оригинальный баланс белого:

La Sportiva Party

Canon 1DX – баланс белого после обработки:

La Sportiva Party

Не обошлось тут также без подвешивания камеры и запуска в дистанционном режиме. Жалко, что мой трансмиттер не поддерживает функцию автофокуса – приходилось выставлять фокус вручную. А вообще было бы интересно посмотреть на работу АФ при дистанционной съёмке с радиопередатчика.

La Sportiva Party

La Sportiva Party

 

Заключение

Если кто-то ожидал прочитать в конце обзора, какая камера оказалась лучше – я вас разочарую. Здесь нет и не может быть победителя. Обе камеры отличаются своими бескомпромиссными характеристиками. По каким-то параметрам 1Dx опережает D4s, по другим параметрам – наоборот. Некоторые моменты в эргономике и управлении сделаны идеально, другие же хочется изменить и доработать.

Какой камерой мне больше понравилось снимать? Сложный вопрос. Одна неделя и один объектив – это слишком мало времени, чтобы полностью раскрыть потенциал единички.
Привычнее мне было с Nikon D4s. Конечно, я ведь столько времени уже снимаю на Никон, и у меня полный набор оптики. Если бы я всё это время пользовался Кэноном, возможно, привычнее было бы с единичкой.

Но это не главное. Главное, чтобы камера не ограничивала фотографа на данном этапе его творческого развития, а наоборот позволяла и помогала осуществить все задуманые идеи. И не важно, какого цвета кольцо на вашем объективе – красное, или золотое.

Nikon d4s vs canon 1dx