Как снимать раскадровку

Наверняка многие из вас видели подобные кадры, где какой-нибудь экстремал прыгает с трамплина, и видна вся фаза его полёта от разгона до приземления. Это называется «раскадровка».

DSC_3369-Edit

Когда я первый раз увидел раскадровку в каком-то велосипедном журнале, я был потрясен до глубины души! Действительно, такие кадры выглядят очень эффектно!
Обычно люди думают, что для раскадровок нужна супер-скорострельная камера. Это не так. Порой 11 кадров в секунду, которые выдаёт моя Nikon D4s, оказывается слишком много, и кадры буквально наслаиваются друг на друга. Вот, например, Яша Аустер прыгает «баню» на соревнованиях Igora Bike Weekend 2015. Первый кадр кажется уж слишком насыщенным велосипедистами. Ничего не понятно. А если немного проредить райдеров, то картинка становится не такой плотной.

Как снимать раскадровку

Как снимать раскадровку

Чтобы снять раскадровку, достаточно любой камеры, которая способна делать серию 5-6 кадров в секунду, быстрой карты памяти и некоторых навыков работы в фотошопе. В зависимости от того, что вы снимаете, раскадровку можно вообще снять одиночными кадрами.

Зачем же нужна раскадровка?

Первые фото-раскадровки появились, наверное, в учебниках и пособиях по физической культуре, где поэтапно рассматривались движения спортсмена и анализировалась техника выполнения того или иного элемента.
Потом раскадровки прижились в среде экстремальных видов спорта, ведь это отличный способ показать весь масштаб выполняемого элемента, его сложность, разложить трюк поэтапно, и документально подтвердить чистое исполнение.

раскадровка
Раймондс Прусис делает свитстенс на рейле на волрайде, PiterStreetGames 2015

 

Как снимать раскадровку
Бенито Рос – единственный, кто запрыгнул с кикера на эту стопку бетонных блоков, Чемпионат мира по командному триалу в Андорее, 2015

 

К своему удивлению, я раньше не видел раскадровок в скалолазной фотографии. А ведь с её помощью можно очень наглядно показать движения на трассе, расклад на ключе, да и просто разнообразить репортаж!

Раскадровка Sisu Masters Boulder
Анди Гюльстен на соревнованиях Sisu Masters 2013 в Хельсинки

 

раскадровка
Женя Калашников лезет хитрую трассу на Кубке Трамонтаны 2015

 

Как снимать раскадровку?

Прежде всего, нам нужно поступательное движение! Если объект в кадре не будет двигаться, то при наложении кадров друг на друга получится каша. Т.е. раскадровка дриблинга баскетболиста, который стоит на месте, получится неважно. А стремительный прорыв под кольцо – отлично!

Для начала нужно правильно выбрать точку съёмки: желательно расположиться так, чтобы движение спортсмена проходило перпендикулярно направлению камеры и вы видели всю траекторию. Если спортсмен движется к вам под углом, выставите такую глубину резкости, чтобы он был резким на протяжении всей траектории. Следите при этом за выдержкой, чтобы движение в кадре не смазалось.

Нажимайте на кнопку затвора заранее и отпускайте её после приземления, чтобы у раскадровки было логическое начало и завершение. Лучше снять больше кадров и удалить лишнее, чем потом жалеть, что не хватает одного кадра!

Штатив для съёмки не нужен. Главное, сильно не дёргать камерой. Если вы снимаете широкоугольным объективом, нужно быть чуть более внимательным, т.к. смещение кадра может вызвать изменение пропорций объекта, и потом при склейке возникнут трудности. Иногда я замечаю для себя какой-то ориентир в видоискателе и стараюсь придерживаться его, чтобы не смещать камеру. Но в целом небольшие сдвиги не криминальный и на качество раскадровки не влияют.

Когда кадры готовы, начинается самое интересное – обработка. Расскажу, как я собрал раскадровку из серии, которую снял во время ранней утренней тренировки на Чемпионате мира по даунхиллу в Андорре.
Обычно я делаю базовую цветокоррекцию в Lightroom’е, а затем открываю карточки в Photoshop’е. Вам пригодятся основные навыки работы со слоями и масками.
 Создание раскадровки – дело кропотливое, поэтому я предпочитаю один раз сделать раскадровку из кадров максимального размера, чтобы не тратить потом время на переделку, если она понадобится в большом размере. Но учтите, что раскадровка может подгрузить ваш компьютер.

Как снимать раскадровки

Есть несколько способов собирать раскадровки. Кирилл Умрихин предлагает использовать команду File –> Automate –> Photomerge. Это, возможно, удобно, когда у тебя больше десятка кадров – не нужно собирать их целиком вручную. Но итоговый файл получается тяжелый и требует больше ресурсов компьютера для обработки.

Я предпочитаю несколько иной способ:
Выбираю один «стартовый» файл, который будет нижним «основным» слоем. Затем на всех остальных фотографиях с помощью Lasso Tool выделяю райдера (грубо, с запасом), не забывая при этом про тени, если они есть, перетаскиваю его в новый слой в «стартовый» файл и располагаю примерно в том месте, где он должен быть.

Как снимать раскадровки

Получается вот такая картинка. Можно было бы в Лайтруме сразу нажать “Open as Layers in Photoshop”, но ведь нам не нужен в каждом слое весь кадр целиком, а только райдер. Чтобы без надобности не увеличивать вес файла, я копирую только нужную мне область.

Как снимать раскадровки

Когда элементы со всех фотографий собраны в одном файле – выделяю все слои и нажимаю Edit –> Align Layers. Эта команда выравнивает слои, и все мои райдеры встают на свои места. Чтобы выравнивание сработало корректно, необходимо оставить достаточно запаса вокруг вырезаемой фигуры.

Как снимать раскадровку Как снимать раскадровку

Теперь переходим к маскам: отключаем видимость всех слоёв, кроме второго, накладываем на него маску. Почему маска, а не резинка? Резинка – это деструктивный инструмент. Она безвозвратно удаляет стёртые фрагменты. В то время как маска ничего не удаляет, а лишь «закрывает» – делает невидимым. Если через несколько действий вы решите вернуть какой-то стёртый кусок, с маской это сделать легко, восстановив её белой кистью. А восстановить стёртое резинкой уже нельзя!

Как снимать раскадровки

И так, смотрим на наш фрагмент. Первый слой Layer 1 несколько перекрывает переднее колесо нулевого слоя Layer 0 (для наглядности я включил выделение). Берём кисть Brush Tool и черным цветом рисуем маску над этой областью.

Как снимать раскадровки

Готово. Первый слой не мешает колесу. На маске отобразилась область, которую я закрасил черным.

Как снимать раскадровки

Дальше всё повторяется – включаем поочередно по одному слою, добавляем маску, зарисовываем лишнее. Обычно я обхожу края слоя мягкой кистью и слежу за тем, чтобы не было резких границ контраста.
А вот и наша раскадровка готова! А размер файла получился при том же качестве в три раза меньше, чем  раскадровка, собранная через Photomerge!

Как сделать раскадровку

 

Ещё один небольшой секрет: можно менять прозрачность слоёв, чтобы акцентировать внимание на определённом моменте. Например, на этой фотографии Якоб Шуберт лезет трассу с динамичным прыжком на Чемпионате Европы по скалолазанию в Инсбруке. Старт и финиш не столь интересен. Я хотел акцентировать внимание на фазе, в которой тяжелее всего удержаться, когда ноги маятником улетаю направо. Многие спортсмены падали именно в этом месте.
Добавил прозрачности другим слоям (порядка 60-70%), я оставил нужную мне фазу видимой на 100%. Получилось довольно интересно!

Как сделать раскадровку