Как снимали велосипедный каленадрь

Многие уже слышали про велосипедный фотокалендарь. У многих он уже висит на стене. Я немного расскажу о том, как вообще появилась эта идея и как проходили съёмки. Так сказать, немного кухни.Так получилось, что к теме времён года я в принципе неравнодушен. Ещё во время учебы в Германии я снимал с друзьями ВМХерами видео, которое так и называлось «Времена года». На каждый сезон была отдельная серия. Наверное, корни и пошли оттуда.

Сложно однозначно сказать, в какой именно момент родилась идея сделать календарь. В сентябре 2011 я поснимал в центре города Ваню Кукушкина на стрит-триале. Снимали просто для удовольствия, но потом захотелось сделать побольше красивых кадров с разными райдерами. Через месяц я снова поехал с Ваней в центр уже целенаправленно снимать определённые кадры.

Постепенно в проект вовлекалось всё больше и больше райдеров. Съемки нигде не афишировались, я просил парней не рассказывать про календарь и не выкладывать нигде фотографии, чтобы презентовать весь проект целиком, если получится реализовать его до конца. Но уже в самом начале мы чуть было не прокололись. На питерском форуме появилась такая вот тема:

Это как раз был один из первых съёмочных дней. Вот несколько кадров с того сэта:

Сам снимок в календарь не вошел, но это место мне определённо понравилось, поэтому я отложил его для другого кадра.

Когда снимаешь календарь, точнее — кадры, которые должны отображать определённое время года, сталкиваешь с некоторыми трудностями. Как можно показать на картинке времена года? Казалось бы, элементарно. Снег — это зима, много зелени — это лето, мало зелени — весна, желтые листья — осень.

Но мы-то снимали в городе. Тут споты-то нелегко найти, а с зеленью и того сложнее. Как передать настроение месяца, когда в кадре нет деревьев? Ведь это центр города — гранитные набережные, мосты и каналы. Допустим, с зимой и летом в общем и целом всё понятно — снег он везде снег, но чтобы передать атмосферу других месяцев, нужно было придумать какие-то иные способы. Самое очевидное — свет и цвет, солнце и небо.

Например, вот тоже самое место на канале Грибоедова, снятое в другое время года. И хоть в кадре нет никакой листвы или зелени, в голове сразу создаётся определённое настроение: слева — хмурая осень, справа — солнечная весна.

Но иногда бывали случаи, когда кадр был снят в одно время года, а на картинке мы видим другой месяц. Например, вот этот кадр с Максимом Зайцевым на фоне Петропавловки и Троицкого моста. Казалось бы, талый снег, солнце, розовые оттенки на небе — ну явное начало весны, март. А на самом деле кадр был сделан в декабре. Синие узоры на столбе — это как раз новогодние украшения.. ))

После первых нескольких съёмок я сделал сетку по месяцам — своего рода «план», куда вставлял уже имеющиеся кадры или просто зарисовки с разных спотов. Какие-то клетки вообще оставались пустыми. Эту сетку я распечатывал на листе А4 и постоянно носил с собой. В транспорте и метро доставал её из кармана и что-то придумывал, перемещал фотографии с одного месяца на другой, делал какие-то заметки.
План календаря постоянно менялся, дополнялся и обновлялся. Чтобы потом не запутаться в листочках, я уже стал писать на них дату составления конкретного варианта.


Всем петербуржцам, да и многим гостям нашего города хорошо знакома кованная ограда Михайловского сада. Люди, проходя мимо, невольно останавливаются и любуются её красотой. Здесь всегда можно встретить свадебные процесси и туристов, фотографирующихся рядом с оградой.

Мне тоже хотелось обязательно запечатлеть в календаре этот уголок Петербурга. После первых пробных снимков стало понятно, что лучше всего снимать ограду, когда выпадет свежий снег: тёмный узор металла, присыпанный белым снегом, выглядят контрастно и выразительно.

Но, как на зло, за две зимы 2011/2012 и 2012/2013 годов так и не получилось поймать свежий пушистый снег. То мороз и без снега, то оттепель и каша, то есть снег — но мелкий и сухой.

Параллельно мы снимали пробные кадры со спортсменами, чтобы найти нужный ракурс. Я уже практически смирился, что придётся оставить хмурый кадр с ярким даунхилльным байком — по настроению он бы как раз подошел к поздней осени, хоть и был снят в марте — но тут нам повезло…

Первого апреля 2013 года погода решила вместе со всеми отпраздновать День дурака и одарила город душевным снегопадом! Такой шанс терять было нельзя! Звоню Денису — одному из райдеров. К счастью он был свободен смог оперативно приехать. А дальше уже дело техники: несколько дублей — и готово!

Довольно непросто обстояли дела с местами для съемок. Ведь по задумке это должен был быть какой-то красивый уголок Санкт-Петербурга, но в тоже время и пригодный для катания (но никаких катаний по памятникам). Я постоянно выезжал в центр с камерой и бродил в поисках интересных спотов. Даже чаще ездил на велосипеде. Перед выездом заранее изучал карту, вспоминал, где могли бы быть какие-то удачные ракурсы, составлял список точек, которые мне необходимо объехать за день, и отправлялся проверять, действительно ли ракурс такой удачный, или он всё-таки не подходит для кадра с велосипедистом. Некоторые места я снимал в разное время года и в разное время суток, чтобы выбрать оптимальный момент для съемки.

Сложнее всего было найти подходящие места для даунхилла. Город-то у нас плоский. А нужно — чтобы и красивый вид был, и чтобы райдер что-то изобразить мог. С триалом всё просто — сделал 360 на площади — получилось отлично! Со стритом всё просто — сделал банник — получилось отлично!

А вот с даунхиллом сложнее… Когда нет уклона, что остаётся? Лестницы/пролётки и дропы. Также у меня была мысль найти в центре что-то похожее на контр-уклон, в принципе, получился даже неплохой кадр. Серёга так вкладывался в этот поворот, что несколько раз вылетал за упор. Но эта фотография также не вошла в календарь.

Всё же я нашел несколько интересных мест с уклоном — на набережной. Например вот это место на набережной р. Мойки.

Нужно было сделать осенний кадр и я всё ждал, когда же листва на этом дереве пожелтеет, но она всё так и не желтела. Другие деревья в парках уже скинули листья, а это лишь слегка потеряло зелёный оттенок. Стало ясно, что оно так никогда и не пожелтеет, и мы решили сами обеспечить желтые листья… Пока я ждал Тёму, сбегал в Михайловский садик и набрал целый мешок желтых кленовых листьев. Рассыпали их по земле в кадре — получилось весьма неплохо!

Теперь про байкеркросс. Очень хотелось включить в календарь кадры с байкеркроссом. Я стал просматривать фотографии с гонки на Савушкина, которая как раз только недавно прошла, и мне попался один кадр. Хотелось снять что-то подобное, но только в городе. Стал думать, где бы можно было найти такую кочку. Придумал и поехал смотреть место. Объединил два кадра, проверил — действительно, может получиться!

Дальше было самое сложное. Согласовать, чтобы четыре человека с велосипедами и один фотограф оказались в нужном месте в нужный час.

Вообще, собрать райдеров в нужное время было не легче, чем искать споты — все работают, кто пятидневку, кто в другом режиме, кто учится. Кто-то без машины и ему сложно добраться своим ходом в центр, особенно зимой. Какие-то кадры нужно было делать в6-7 вечера, а это как раз самый час пик. И нужно ведь ещё про погоду не забывать. Если завтра прогноз обещает снегопад, то потом его может неделю не быть!

Некоторые кадры нам приходилось переснимать несколько раз. Отдельное больше спасибо за терпение и готовность Денису Плеханову, Ивану Кукушкину и Ивану Андрееву. Они, пожалуй, чаще всех выбирались со мной в центр, чтобы отснять какие-то новые тестовые кадры.
Например, кадр у медного всадника мы снимали несколько раз. Он отлично получился ещё на первой осенней съёмке. Но мне хотелось, чтобы это был зимний кадр со снегом. А поймать снег и свободное время оказалось не так-то просто.

Пожалуй, самый эпичный с точки зрения съемки кадр, был сделан 28 декабря, за несколько дней до нового года… на Неве наводнение, а у нас красивый кадр с видом на Эрмитаж.

Под конец Денис уже промочил ноги и решил сделать just for fun тейлвип прямо в воде. Пока мы это снимали, вода медленно, но верно поднималась и чуть не намочила мой фоторюкзак, который был подвешен на стене (!). Нам пришлось срочно убегать, хлюпая ботинками по воде.

Интересная история получилась с фотографией разведённых мостов. Мы решили переснять первый кадр, но оставался единственно-возможный день, точнее ночь, для съёмки. Утром Рома уезжал в отпуск, а белые ночи неумолимо уходили (хотя и тогда они уже были не особо белыми). И так оказалось, что это была ночь после празднования Дня ВМФ. Акватория Невы была полна военных кораблей, один из которых как раз закрывал вид на Дворцовый мост. Накануне я тщетно пытался найти в интернете информацию, когда же корабли будут выводить. В конце-концов, мы поехали в центр на свой страх и риск.

Мосты развели, но корабли стояли неподвижно. Мимо проходили сухогрузы регулярной навигации, но корабли стояли неподвижно. До сведения мостов остался буквально час и становилось немного обидно — неужели корабли так и не уведут, а оставят стоять. Зачем? День ВМФ уже прошел. Но вдруг всё резко оживилось: со стороны залива пришли несколько буксиров, которые стали шустро разворачивать корабли и выводить их за мосты. Самый крайний корабль стоял практически вплотную к дворцовому мосту. Вероятно, фарватер не позволял развернуть его в этом участке Невы, поэтому буксиры провели его сквозь Дворцовый мост, развернули перед Эрмитажем, и повели обратно. В этот момент мы и сделали несколько интересных фотографий: ночь, триалист и военный корабль посреди разведённого моста.Правда, в финальную версию календаря всё равно вошла другая фотография.

К сожалению, не все кадры вошли в календарь и не все идеи удалось реализовать. Какие-то задумки ещё остались до будущих времён. Из невошедшего можно, наверное, отдельный календарь составлять…

 

По большому счету, календарь был готов уже осенью 2012 года. Но тогда я не нашел возможность его напечатать. Попытки найти финансовую поддержку в каких-то гос.учреждениях также не увенчались успехом. Новый год пришел и поезд ушел. Но я не терял надежды, что всё-таки получится реализовать проект до конца… и говорил райдерам, чтобы они терпели и не выкладывали нигде фотографии!
В 2013 году мы провели, наверное, всего три-четыре съёмки. Правда, две фотографии с этих съёмок очень удачно вписались в календарь.

Чем ближе подходила осень, тем больше я задумывался о печати календаря. Своего рода переломным моментом стал разговор с другом, который сказал, что может попробовать поискать финансирование на календарь, но ему нужен наглядный образец, который можно показывать, а не просто презентация на компьютере. Я собрался, доделал макеты и напечатал два пробных образца (изначально было два варианта оформления календаря). К сожалению, друг особо не помог с поиском спонсоров, но зато макет был готов и было понимание по параметрам печати: тут подправить, тут ламинацию потолще, сверху глянцевым лаком — и готово.
Финансовой поддержи ждать было неоткуда, но и отступать некуда. Откладывать проект ещё на год? Нет, спасибо! Веломагазины выразили готовность разместить календарь на продажу, кстати, большое им за это спасибо. И, заручившись финансовой поддержкой Trial Group и друзей, календарь ушел в печать.

Думаю, многие уже видели видео-тизер. Поверьте, это неописуемое чувство, когда ты стоишь рядом с печатным станком, а там один за другим пролетают листы с фотографиями, которые ты так долго готовил и снимал. Было очень приятно услышать от печатника слова «Да, календарь очень красивый. Но это ведь фотошоп? Они ведь не по-настоящему там прыгают??»
И также очень приятно, что календарём интересуются люди из самых разных уголков страны! Отправляешь на почте бандероль, и думаешь, как человек её получит, откроет, достанет календарь из упаковки и будет его листать, разглядывая каждый разворот.

Что ж, ещё раз хочу поблагодарить всех райдеров, которые участвовали в проекте за терпение и готовность к трудам.

И всем желаю в новом году осуществлять свои мечты и доводить идеи до конца!»

 

На всякий случай напомним места, где можно приобрести календарь:

Санкт-Петербург:
Alienbike — пр. Науки, 21; ул. Колонтай, 18; Торфяная дорога, 7
ChillenGrillen — ул. Большая Пушкарская, 20
Веломакс — Ленинский пр. 78, к.1
Персональная реализация — Андрей Кокунов
Скалолазный центр «Трамонтана» — ул. Бронницкая, 24
Мастерская Dirt Fork Service — Транспортный пер., 2а
Prorider — ул. Большая Пушкарская, 43


Гатчина
Магазин-мастерская «Циклон»

Выборг
«Велопрофи» — ул. Куйбышева, 9

Москва:
Veloprobeg Дмитровское шоссе, дом 46, корпус 1

Стоимость во всех магазинах одинакова — 500 рублей.

Бесплатная доставка во все регионы России: foto@leozhukov.ru
Информация ВК