Беззеркальная камера Nikon Z6 — отзывы и впечатления

Несколько лет назад у меня был опыт съёмки на беззеркальную камеру Sony a9. Тогда она меня не впечатлила и оставила много вопросов. В первую очередь по эргономике. Когда Nikon анонсировало собственную беззеркальную систему Z, очень хотелось посмотреть, насколько сохранится преемственность зеркальных камер и как они решат вопрос эргономики. Во время съёмки Чемпионата России по скалолазанию в Москве у меня появилась возможность в течение нескольких дней потестировать Nikon Z6 не на стенде в магазине, а в реальных «боевых» условиях.

Электроника и начинка современных камер становятся всё лучше и лучше. Не вижу для себя особого смысла сравнивать технические характеристики и «мериться пикселями». Для меня камера – это рабочий инструмент, и на первом месте стоит удобство работы.

В моём распоряжении была сама камера Nikon Z6, объектив серии Z 24-20 f/2.8 S, а также FTZ адаптер, чтобы использовать привычные объективы с байонетом F.

dsc_1915

Первое впечатление Nikon Z6

Конечно же, первое впечатление – тактильное: как камера лежит в руке. Габариты Z6 меньше, чем у профессиональных зеркальных камер. Но несмотря на то, что мизинец не ложится на ручку, хват достаточно удобный, не угловатый. Да, зеркалка (особенно, с батарейной ручкой) лежит в руке, как влитая. Z6 ложится попроще, но довольно естественно. Рука не напрягается, пытаясь зажать и удержать камеру! Хотелось бы мне хват побольше? Пожалуй, да. Я бы прикрутил батарейную ручку. Но тогда беззеркалка снова станет зеркалкой по габаритам и весу, и в чем останется соль? Хват не утомительный.

Крайне важный момент для меня – все основные элементы управления находятся на своих привычных местах, как и на зеркалках! Хоть кнопку Menu и некоторые другие перенесли в правую нижнюю часть задней панели, но то, что нужно именно для съёмки, осталось на месте: ISO, кнопка экспо-коррекции, кнопка AF-On, джойстик выбора точек фокусировки, программируемые кнопки на лицевой стороне рядом с байонетом, передний и задний диски управления. Пожалуй, больше кнопок для съёмки и не нужно!

Что ещё важно – меню. Оно также идентично зеркальным камерам. Мне понадобилось 15 минут, чтобы настроить в меню все режими и элементы управления под себя, так как я привык работать на своей камере.

Вес

Вес – это неоспоримое преимущество беззеркальных камер. Казалось бы, небольшая разница, но в руке она существенно заметка. Особенно, когда приходится держать камеру целый день. Вес Z6 – 657 гр. Зеркальная D850 весит 1005, а если с батарейной ручкой и вторым аккумулятором – 1365. D5 весит 1400. То есть беззеркалка в два раза легче.
Я снимал в том числе с большим теле-объективом 300мм, который один весит 2900 гр. Мне казалось, что в масштабах массы объектива разница в весе камеры не будет сильно заметна, но это не так. Левая рука, как и прежде, поддерживает объектив, а правая рука, которая держит камеру, устаёт заметно меньше.

Nikon Z6 + 300mm и Nikon D4s + 16mm

Съёмка

С эргономикой разобрались, погнали снимать! Я брал с собой две камеры – Z и какую-нибудь из зеркальных, периодически переставляя объективы с одной на другую и сравнивая оба фотоаппарата.

Соревнования на «скорость» я снимал с верхней точки, и тут была отличная возможность проверить скорострельность камеры. Зажимаю спусковую кнопку в момент старта и веду спортсмена камерой до удара по финишной кнопке (время «забега» порядка 8-9 секунд).  Z6 выдавала максимальную серию 12 кадров/сек в 12-битном раве или jpeg. Однако, после первых 40 кадров буффер заполняется, и камера продолжает снимать на меньшей скорости.  Автофокус в следящем режиме держит спортсмена. Иногда были небольшие промахи – не успевал за движением, но в целом результат хороший.
Для сравнения, D4s снимает на 11 кадрах/сек серию порядка 50 кадров в raw (до падения скорости), а если в jpeg – то все 200 кадров на полной скорости (максимально возможный размер серии).

Влас Гаврилов Влас Гаврилов Влас Гаврилов Влас Гаврилов

screen-shot-2019-12-03-at-19-02-53

Но возникает вопрос, когда вам нужна серия продолжительностью 10-15 секунд на такой скорости? Да никогда! Если вы снимаете в таком режиме, может стоит снимать видео? Даже в хоккее, когда идёт возьня у ворот, кнопку зажимают лишь на пару секунд.
Я предпочитаю работать 1-2 кадрами, изредка переключаясь на короткие серии, чтобы выбрать кадр с более удачным положением спортсмена. Фотограф – это снайпер, а не Джон Рембо, «поливающий» всё вокруг из пулемёта.

Юрий Такжанов

Пока снимал скорость, обратил внимание на один недостаток. В целом цифровой видоискатель довольно хороший. Не вызывает отторжения, глаза после него не болят, картинка реалистичная. Но когда начинаешь быстро двигать камерой (как в моём случае, когда я вёл бегущих по трассе спортсменов), изображение в видоискателе смазывается, получается нечетким. Когда смотришь через зеркало, такого, естественно, нет.

Беззвучная съёмка

Неоспоримый плюс беззеркальных камер – возможность беззвучной съёмки. Тут нет механического затвора, нет зеркала, которое поднимается и опускается, а значит и нет шума! Во время соревнований я снимал в обычном режиме. Звуковая индикация срабатывания затвора помогает лучше контролировать момент. У меня даже сложилось ощущение, что в камере установлен моторчик, и во время спуска в ней что-то вздрагивает, как в настоящей зеркалке. Очень реалистичный эффект!
А вот во время научно-практической конференции по скалолазанию, которая проходила после соревнований, я перешел в беззвучный режим. Для подобных ситуаций это незаменимая функция! На конференциях, докладах, в театре – снимай, сколько хочешь, не мешая при этом ни зрителям, ни докладчику.

dz6_2918

Объективы Z

Боулдеринг я снимал на объектив 24-70 Z f/2.8, причем иногда брал вторую зеркальную камеру с таким же объективом, выставлял одинаковую экспозицию, и делал два одинаковых кадра на две камеры, чтобы сравнить результат. Я бы не сказал, что одна из камер оказалась заметно лучше или хуже. Особой разницы не заметил. Картинка на уровне D850.

dz6_1586
Nikon Z6, Z 24-70 f/2.8 S, 1/320 sec, f/2.8, ISO 1600

dsc_1822Nikon D850, 24-70 f/2.8, 1/320 sec, f/2.8, ISO 1600

У нового объектива Z помимо информационного дисплея (туда выводится либо значение фокусного расстояния, либо диафрагмы, либо дистанции фокусировки – ни разу им не пользовался), есть три кольца – фокусировочное, зум, и диафрагма. Так вот на третье кольцо можно через меню камеры вывести разные функции. Например, я вывел туда функцию экспо-коррекции. И вот эта опция мега-удобна! Представьте, левой рукой вы придерживаете объектив, в видоискателе видите реальную картинку, и тут же можете поправить экспозицию, вращая кольцо на объективе, без необходимости нажимать пальцами кнопки экспо-коррекции. Странно только, что в видоискателе не отображается значение регулировки, только на верхнем дисплее камеры.

dsc_2154

Полина Кулагина

По весу объектив 24-70 Z выигрывает у своих F аналогов – 800 гр против 900 гр в обычной версии, и 1070 гр в версии со стабилизатором. Правда, он сделает ваш кошелёк тоже легче, почти в два раза (если сравнивать с обынчым 24-70 без VR).

Режими U1, U2, U3

Очень нравится возможность сохранения настроек – режимы U1, U2, U3. Эта функция была в моей любительской камере D7000. До сих пор не понимаю, почему этого нет в профессиональных камерах! Например, в одном режиме выставляю экспозицию с длинной выдержкой, в другом – с короткой, или со вспышкой и без вспышки, и т.д. И пока спортсмен лезет, одним движением руки моментально меняю настройки камеры и делаю два разных кадра. При этом не надо крутить колёсики и думать, те ли значения я поставил или нет.

dsc_2151

Самое слабое место всех беззеркальных камер – это время работы батареи. В Z6 используется такая же батарейка, как и в D850, но несмотря на режимы экономии энергии, хватает её на заметно меньшее время. На день съёмки мне нужно было 1,5-2 аккумулятора. На зеркальную камеру можно снимать несколько дней на одном заряде.

Плюсы:
+ преемственность управления от зеркальных камер
+ вес
+ скорость съёмки
+ бесшумный режим
+ объективы с дополнительными функциями
+ стоимость камеры

Минусы:
— время работы батареи
— дорогие карточки XQD
— видоискатель при съёмке динамичных сюжетов
— дорогие объективы

Виктория Мешкова

Вывод

Не претендую на полноту и всесторонность данного теста. Это всего лишь мои сугубо субъективные впечатления от пользования камерой в течение 5 дней. До многих функций я, наверняка, не добрался, а какие-то было бы сложно оценить в условиях моей съёмки. Но вот к каким выводам я пришел за это время:

В отличие от первого опыта общения с беззеркальными камерами, в этот раз фотоаппарат не вызвал у меня отторжения. Наоборот, с ним было во многом очень удобно работать. Система абсолютно имеет право на жизнь, и я допускаю, что когда у меня встанет вопрос покупки новой камеры, я буду выбирать между зеркальной и беззеркальной.
Где бы я использовал Z6 – съёмки, где нежелательно шуметь (театр, конференции), длительные съёмки, когда весь день ходишь с камерой в руках, и хочется уменьшить вес техники, для тур.поездок «налегке» (но если есть доступ к электричеству).
Куда бы я не стал брать Z6 – автономные (без электричества) походы больше, чем на 2-3 дня. Если вы идёте на несколько дней в лес, и зарядить аккумуляторы вам будет негде, придётся брать с собой несколько запасных батарей. И в такой ситуации все весовые преимущества беззеркалок сходят на нет.

И напоследок: меньше думайте о «железе», а больше снимайте!